КЛУБ «МОЛОДАЯ СЕМЬЯ» для родителей детей раннего дошкольного возраста
Вопросы воспитания детей раннего возраста — это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей. Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный: в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Клуб «Молодая семья» в МБДОУ детский сад №4 создан для родителей детей от 2 до 3 лет.
Цель:
Повышение педагогической культуры молодых родителей, формирование у них первичного представления об особенностях развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
• преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
• повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста;
• пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
• осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ;
• сплотить родительский коллектив;
• установить доверительные отношения между семьей и ДОУ способствует созданию прочного фундамента сотрудничества детского сада и семьи.
Организация работы клуба определено рядом условий:
• при формировании группы учитываются интересы участников; теоретический материал и практические задания подбираются с учетом специфики интересов слушателей, что способствует повышению учебной мотивации каждого участника;
• занятия проводятся в группах численностью от 10 до 20 человек;
• всех участники обеспечиваются раздаточным материалом;
• занятия проводятся в кругу; количество стульев должны соответствовать количеству участников (не допускается наличие свободных стульев и больших промежутков между ними), стулья не должны быть жесткими, скрепленными друг с другом, должны быть удобными;
• для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;
• предполагается наличие мягкого, лучше поролонового, мяча; наличие колокольчика для обозначения начала и окончание определенного вида работ;
• для проведения некоторых упражнений (например, рисуночных) необходимо наличие стола.
Содержание работы клуба.
Работа клуба состоит из десяти встреч. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена по желанию ведущего (педагога) и в зависимости от цели. Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой и состоит из нескольких этапов:
1. Приветствие На этом этапе участники подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются игры, некоторые из них выполняются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат.
2. Основная часть Основная форма проведения встреч — практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Практической работе предшествует ознакомление с теоретическим материалом (в программе он обозначается как «консультация»).
3. Эмоциональная регуляция На этом этапе применяется техника релаксации, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения, к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.
4. Подведение итогов Во время проведения процедуры обратной связи (в программе этот момент отмечен как «самооценка» или «рефлексия») в конце занятия можно использовать следующие методы:
1) Письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы): — Чем полезна именно для вас данная встреча? — Ваши пожелания на следующее занятие? И др.
2) Устная форма (продолжить фразу: «Работая с группой, я понял...», или по кругу передается мяч и участники поочередно отвечают на вопросы ведущего).
На этом этапе возможно получение домашнего задания:
♦ продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу;
♦ проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной;
♦ вести дневник своих ощущений.
Ожидаемые результаты
1.В процессе работы члены клуба проходят различные стадии:
1. Проявление напряженности, тревожности, недоверия у членов группы.
2. Нарастающее негативное отношение к психологу и к самому процессу занятия («Зачем это нужно?»).
3. Формирование групповой сплоченности, рост интереса к занятиям.
4. Зрелая, конструктивно работающая группа.
2.Формирование определенной модели поведения с ребенком,
3.Повышения уровня педагогических знаний и умений,
4.Формирование позитивного мышления, помогающего им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей. |