Материально-техническая база детского сада.
Материально-техническое
обеспечение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с
Федеральными государственными требованиями по освоению Основной общеобразовательной программы
дошкольного образования ориентировано на использование адекватных возрасту форм
работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей,
использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную и
безопасную организацию совместной деятельности педагогов и детей, и самостоятельную деятельность детей.
В качестве
ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды мы
рассматриваем следующие направления:
-выполнение
требований санитарно-эпидемиологической станции с целью оптимизации условий
развития и эмоционального благополучия ребенка;
-создание
полноценной социальной среды развития ребенка, условий для разновозрастного
взаимодействия между детьми и общения с взрослыми;
-создание
«домашних уголков»;
-выделение и
оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности;
-создание в
групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и
индивидуальной деятельности детей, в том числе организация «уголков уединения»;
-оборудование
и использование участка, позволяющие организовать разнообразные формы
педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов их
активности;
-полифункциональное
использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на
ребенка;
-использование
игрушек и оборудования нового поколения;
-создание
музыкальной среды;
-преодоление
экономических трудностей при организации среды развития ребенка, в том числе
привлечение различных источников финансирования.
Основное
направление в построении развивающей среды в ДОУ - опора на
личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Пространство возрастных
групп организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»),
оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки,
материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.):
• уголок для
ролевых игр;
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных
игр;
• выставка
(детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров;
• уголок природы
(наблюдений за природой);
• спортивный
уголок;
• уголок для игр с
песком;
• игровой уголок
(с игрушками, строительным материалом);
•
уголки
для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей— конструктивной,
изобразительной, музыкальной и др.;
•
игровой
центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для
легкого изменения игрового пространства.
Все предметы в
зонах доступны детям, что позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя
занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно
организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей
детей.
Оснащение
уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного
процесса.
В групповых
комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей:
предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек; дети обеспечены
игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи и
т.д.), стимулирующими двигательную активность, несколько раз в день.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре,
позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой
площади, которые дают простор изобретательству, открытиям.
В каждой
возрастной группе ДОУ созданы условия для самостоятельного, активного и
целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой,
двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и иной
деятельности. Работа по совершенствованию развивающей среды в ДОУ проводится в
соответствии с перспективным планом развития по всем возрастным группам.
Организация и
расположение предметов развивающей среды осуществлена педагогами рационально,
логично и удобно для детей, отвечает возрастным особенностям и потребностям
детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает
требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии
детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно
перемещаться. Предметно-развивающая среда в ДОУ отвечает
художественно-эстетическим требованиям. В ДОУ созданы все условия для охраны и
укрепления здоровья детей, для их полноценного физического развития.
В каждой
группе имеется инвентарь, нестандартное оборудование для физической активности
детей, приспособления для закаливания и самомассажа: пуговичные коврики,
ребристые доски, керамические «камешки».
Для
осуществления занятий по физическому развитию детей в ДОУ функционируют
спортивный зал и спортивная площадка. Зал оснащен скамейками, дугами для
подлезания, ковриками для корригирующей гимнастики, мячами, скакалками,
нестандартным оборудованием и другим необходимым инвентарем. Для создания
эмоционального настроя в зале имеется магнитофон, игрушки.
Расположение
предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют
отличительные признаки. В группах раннего возраста выделено большое открытое
пространство, где детям предоставлена возможность играть с крупными
игрушками-двигателями. Во второй младшей и средней группах развернуты уголки
сюжетно-ролевых игр: «Ателье», «Дом быта», «Мастерская», «Театр». В группах старшего
и подготовительного к школе возраста созданы «уголки уединения» и
психологического отдыха.
Имеется уголок
конструктивной деятельности, где представлены различные «строители», мозаики,
разрезные картинки, бросовый и природный материал для художественного
конструирования.
В каждой возрастной группе есть «зеленые уголки» с
различными видами растений. Имеющийся в ДОУ материал и правильная его
организация способствуют, таким образом, формированию у детей бережного и
уважительного отношения к живой природе.
В группах оформлены уголки по
обучению ПДД.
Каждая
возрастная группа имеет свой уголок, содержащий дидактические игры, пособия,
художественную литературу, необходимые для организации разных видов
деятельности детей.
В условиях
детского сада педагоги давно и успешно используют игровую форму подачи
материала, чтобы обеспечить детям
усвоение необходимого содержания
для решения задач социального развития
и с целью освоения и отработки
детьми определенных умений. Этой задаче служат многочисленные дидактические
игры и игрушки, организованные сюжетные игры и другие виды детских игр.
В ДОУ созданы
условия для развития музыкальных способностей детей. Имеется просторный и
эстетически оформленный музыкальный зал, оборудованный магнитофоном, детскими
музыкальными инструментами, телевизором, DVD.
В 2010г. оформлена комната «Азбука
безопасности» по обучению детей ПДД, где широко представлен наглядный и
демонстрационный материал, настольные макеты городских улиц и дорог, изготовлены
атрибуты и пособия для проведения занятий, планшеты, схемы, дидактические игры,
костюмы, оформлены стенды, сделана разметка городского перекрестка.
В ДОУ создана
комната «Русская изба» с макетом русской печки, собраны музейные экспонаты
кухонной и другой домашней утвари, образцы женского и мужского рукоделия.
Имеются глиняные игрушки, игрушки сделанные руками детей и взрослых, народные
музыкальные инструменты.
В целях
художественно-эстетического развития в ДОУ специальное помещение изостудии
оснащено столами для рисования, доской для рисования мелом, различными
материалами и средствами для изобразительной деятельности. В студии собран
демонстрационный материал по декоративно-прикладному искусству, по технике
предметного и сюжетного рисования для детей разных возрастов, имеются наборы
дидактических игр. Здесь представлена необходимая методическая литература,
парциальная программа по художественно-эстетическому воспитанию. Предусмотрено
место для хранения детских работ, функционирует выставка работ детей.
На развивающих
и обучающих занятиях используются детские компьютеры, ноутбук (приобретенный в
2010г.).
С 2010.г. в
ДОУ действуют тематические передвижные экспозиции.
В 2012 году в
учреждении были произведены ремонтные
работы по замене оконных и дверных блоков на сумму 4 036 688 рублей.
Приобретены плазменная панель, стиральные автоматические машинки.
В 2013
оформлен уголок экологического воспитания; замена электропроводки в корпусах
№1, 7 на 2 этаже; произведен ремонт в группах
№ 1 – замена водяной, канализационной -систем, санузла, заменены мойка,
ванна, раковина; № 6 – оклейка стен обоями, покраска панелей в игровой и
приемной комнатах.
Таким образом,
в ДОУ по возможности созданы условия, соответствующие формированию
психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы
дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует
интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно
обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей на обеспечение «зоны
ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные
возможности детей. Материально-технические условия обеспечивают всестороннее
развитие детей. |